«Взгляни на радугу, и прославь Сотворившего ее: прекрасна она в сиянии своем!» - /Сир. 43.12/.
«После ливня и грозы –
Дуга невиданной красы.
Ни потрогать, ни забраться-
Можно только любоваться».
РА – радость, Д – означает дом. У – у чего, у кого, образно – к кому, в чём. ГА – означает движение. Дуга – визуальное определение части окружности. В таком объяснении радуга, это солнечная дуга. Это дом солнца в движении радость.
«Главный смысл радуги – божественное знамение, - пишет Т. Фостер,- мирный договор между небом и землей». Радуга как знамение вечного завета, по мне, символ сторон договора-завета и, соответственно, регулярное напоминание о завете. Радуга – радует, так что «радуга» - это «радостная дуга», напоминает нам о том – какой прекрасный мир вокруг, как в нем приятно и разумно можно жить.
Часто ассоциируют с цветком ирисом, ведь в переводе с греческого языка ирис означает «радуга», а сам цветок богат гаммой цветов.
«Причудлив облик их, как сновиденье, сказка. И, как у радуги, изменчива окраска»- /А. Мицкевич/. Бесчисленные оттенки всех цветов радуги дали повод Карлу Линнею назвать это семейство именем богини радуги Ириды (iridaceac).
«Радуга символизирует преображение, небесную славу, трон Бога неба, встречу неба с Землей, мост или границу между мирами».
Или же является знамением божественного величия и славы: «В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» - /Иез.1.28/. Радуга появляется в то время, когда облака собираются пролить дождь, и возвращается после дождя. Когда у нас есть больше всего оснований бояться, что дождь нанесет разрушения, тогда Бог показывает эту печать обетования, что он не будет разрушительным. Так Бог устраняет наши страхи своевременными и убедительными ободрениями. Чем мрачнее облако, тем ярче радуга на его фоне. Таким же образом, когда начинают преобладать угрожающие страдания, тогда еще больше начинают преобладать ободряющие «утешения наше» /2Кор 1.5/.
Радуга появляется в том случае, когда одна часть неба чистая, что подразумевает милость, о которой Бог помнит в гневе; облака как бы ограничены радугой, чтобы они не распространялись на небеса, ибо радуга – это раскрашенный дождь, или же края облака, покрытые позолотой.
Радуга является отражением солнечных лучей, что означает, что вся слава и значительность печатей завета исходит от Христа – Солнца правды, который описан сидящим на престоле «и радуга вокруг престола Его» /Отк.4.3/; «над головой Его радуга» - /Отк.10.1/ означает не только Его величие, но и посредничество. Престол окружала радуга. Так же было и в видение Иоанна /Отк.4.3/. Она сияла разными цветами, как радуга на облаках во время дождя. Символизируя величие, радуга выглядит великолепно. И, будучи, кроме того, залогом милости, она выглядит дружелюбно.
Радуга имеет пламенные сердца; это символизирует, что хотя Бог больше не потопит мир, в то же время, когда тайна Божья будет совершена, тогда мир будет поглощен огнем. В качестве внешнего, видимого знака, удостоверяющего не повторяемость мирового потопа, Бог указал человеку на радугу, известное атмосферическое явление, состоящее в преломлении и разложении светового солнечного луча в прозрачной среде (массе) воды. Что касается того, как понимать самое значение этого знамения, то мнения экзегетов здесь расходятся. Одни думают, что радуга с этого момента появляется только впервые и что раньше ее не существовало совершенно потому, что не было вовсе дождя, а земля орошалась только туманом и росою, как это можно предполагать на основании /Быт.2.6/. Другие более основательно допускают, что радуга существовала и раньше; но прежде она была совершенно безразличным небесным феноменом, - теперь, же ей усваивается особенное символизирующее действие. И то обстоятельство, что для данной цели избрана именно радуга, а не что-либо иное, имеет свое полное оправдание. Дело в том, что радуга, т. е. видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь притом условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом. Естествоиспытатели и теперь наблюдают, что радуги не бывает при тропических ливнях. Отсюда, появление радуги есть естественное доказательство того, что дождь не имеет угрожающего характера и не похож на наводнение пред потопом /Быт.7.11/. Этому-то естественному натуральному явлению Бог и благоволил усвоить особое символическое значение, избрав его знамением Своего завета с Ноем. Аналогичные с данным примеры представляет, напр., ползание змия на чреве, ставшее символом унижения, или погружение в воду при таинстве крещения, сделавшееся символом очищения от первородного греха.
В Священном Писании мы встречаемся и с другими выражениями символического значения радуги: она служит одним из атрибутов божественного суда над миром вместе с молнией: «Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас…» - /Пс.17.14/
Ибо является подтверждением милостивого обетования Бога о том, что Он не погубит мир потопом, давая которое Господь сказал: и будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет /Быт 9.16/.
Это подразумевает, что Сидящий на престоле является Ходатаем завета и Его власть способствует нашей защите, а не погибели, и Он стоит между нами и судами, которых заслуживают наши грехи, и все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь». Теперь, когда огонь Божьего гнева готов воспылать над Иерусалимом, ему следует поставить границы, и тогда он не приведет к полному разрушению, ибо Господь увидит радугу и вспомнит завет, как Он обещал в подобном случае /Лев. 26.42/. И наконец, завершение данного видения. Примите во внимание.
Почему в знак завета избирается именно радуга? Профессор А. П. Лопухин об этом пишет следующее: «дело в том, что радуга, то есть видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь притом условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом». Понятно, что с Христом радуга не сравниться, но она была и есть постоянным напоминанием о том великом и страшном Всемирном потопе, который, впрочем, уже не повторится. Но она напоминала еврейскому народу и утешение, которое наступило, со дня Пришествия в мир Спасителя.
Многие экзегеты, в своих трудах обращают свое внимание на цвет радуги, и каждый выделяет цвета по-разному. Святитель Филарет (Дроздов), выделяет 3 цвета: «огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), они изображают огонь Божия правосудия, кровь Христову, Его угасающую, и благодатное обновление жизни». Преподобный Максим Исповедник, говорит, что радуга вообще состоит из 4 цветов (но не называет их) и далее он пишет: «Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения». Святитель Григорий Двоеслов выделяет два цвета: красный и лазуревый (один из оттенков синего цвета). Эти цвета он сопоставляет с огнем и водой, которые в свою очередь по мысли свт. Григория означают два суда: «чтобы быть свидетелем того и другого суда, то есть одного, имеющего быть, а другого, уже совершившегося, так как мир хотя и сгорит от огня суда, но не будет уже истреблен водою потопа». Епископ Виссарион (Нечаев) говорит о классических семи цветах радуги, но не дает на эти цвета какого-то особого прообразовательного значения. Таким образом, святые отцы и экзегеты Священного Писания имею различные мнения о значении цветов радуги, но каждый вариант несёт собой прежде всего назидательный характер. Поэтому, каждая теория имеет место быть. Так же, как и в некоторых спорных богословских и экзегетических местах, церковные авторы имеют разнящиеся мнения, но главное, что в основных догматах, доктринах мнения общие. Ведь, у всех вышеизложенных авторов, радуга – это символ завета между Богом и человечеством (в лице Ноя).
Примечательно, что Господь называет радугу Своею. Епископ Виссарион (Нечаев) делает на этом особый акцент, потому что красота ее (радуги) преимущественно свидетельствует о величии Его, как Художника мира, и невольно располагает зрителя к прославлению Его. Подобную мысль высказывает и святитель Иоанн Златоуст, говоря о Божественной любви к человечеству: «Видишь, как велико снисхождение Божие, какое прилагает Он попечение о нашем роде, какое оказывает человеколюбие, не потому, чтобы уже видел перемену (к добру) в людях, но — чтобы всем этим внушить нам мысль о безмерном величии Своей благости».
В других книгах Священного Писания, радуга также соотносится со знамением божественного величия и славы, например: «Взгляни на радугу, – говорит сын Сирахов, – и прославь Сотворившего ее: прекрасна она в сиянии своем» /Сир. 43.12/, также, в таком же контексте о радуге говорит и пророк Иезекииль: «В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние вокруг» - /Иез.1.27–28/, а также о ней говорится в книге Апокалипсис: «И сей Сидящий …и радуга вокруг престола» - /Отк.4.3/, Такое украшение для престола суда кажется странным. Престол суда, поскольку мы его можем себе представить, должен напоминать лишь о потрясающей угрозе. Радуга, как раз наоборот - символ благодати. Впервые она была поставлена Господом как символ благодати и милости в завет вечный, после потопа, когда спаслось восемь душ семейства Ноева. Она была поставлена знамением после суда, что впредь Бог не будет истреблять мир потопом /Быт.9.9-17/. Здесь же это знамение милости окружает престол Его, престол суда, прежде, нежели начались суды.
Он увидел радугу вокруг престола, видом подобную смарагду. Радуга была печатью и знаком завета, заключенного Богом с Ноем и его потомством. А также прекрасной эмблемой того завета обетования, что Он заключил с Христом как главой церкви и через Него - со всем Своим народом, того завета, который для Бога, как воды Ноя, является вечным заветом, упорядоченным во всем и несомненным. Эта радуга была подобна смарагду; преобладающим цветом в ней был зеленый, приятный для глаза цвет, символизирующий возрождающую и обновляющую природу Нового завета.
Замечательно о радуге как о божественном завете писал еп. Виссарион (Нечаев): «радуга есть красноречивый проповедник милосердия и долготерпения Божия, и в этом отношении имеет великое значение в истории домостроительства спасения человеческого».
Поэтому, когда мы будем видеть очередную радугу на небе, нужно обязательно поблагодарить Бога за Его человеколюбие к нам грешным, за Его великую любовь к нам. Ведь радуга – это напоминание нам о Его любви и о нашей будущей райской жизни, при условии хранения себя в чистоте и соединении с Богом» - /Даниил Андреев/
«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною (Богом) и между землёй. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке» - /Быт.9.13/. Глагол «наводить» в священно-библейском языке употребляется главным образом для выражения понятия какой-либо надвигающейся опасности или грозы. Таким образом, в момент наибольшего ожидания опасности, Господь и обещает посылать радугу, как символ помилования и избавления от небесной кары.
«И Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И, будет радуга в облаке, и Я увижу её, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле» -/Быт.9.14.15.16/.
Это не более, как антропоморфическое изображение идеи божественного помышления о людях, которое, по аналогии с человеком, представляется вспоминающим о них всякий раз, когда им грозит какая-либо скрытая опасность. Это общее мыслительное отношение Бога к людям не исключает и частных специальных действий божественного помышления, вытекающего, из факта заключенного между Богом и Ноем завета.
«И видел я другого Ангела … над головою его была радуга» - /Отк.10.1/. Бог всегда помнит о Своем завете, и даже когда Его поведение непостижимо для нас, оно и тогда остается совершенно справедливым и верным. Идея об особом таинственном знамении радуги, по-видимому, нашла себе отклик и в универсальных мифах языческой древности, где радуга чаще всего изображалась в виде кроткой посланницы небес, несущей на землю радость, мир и благоволение.
Сама радуга является символом примирения человека с Богом, и она появилась тогда, когда прекратился потоп, и радуга дана человеку как символ того, что Бог знает человека, слышит человека, видит человека, и все цвета радуги – это цвета христианства.
Все это дает основание видеть в радуге - знамение Нового Завета, ибо только во Христе совершилась благодатная полнота примирения Бога с землею, почему радуга и сияет вокруг Престола Вседержителя. Поскольку Он Сам называет Себя «Светом миру», то Он, Господь Христос, и есть таинственная радуга примирения и благодатного единения твари с Творцом. Итак, радуга была, есть и будет радостным и свежим, отдающим детскими восторгами явлением.
Миф для нас гласит, что когда Прометей украл у олимпийских богов небесный огонь и отнес его людям, землю сразу озарила семицветная радуга, символизировавшая всю радость живых существ. Радуга горела и горела, даря людям надежду, уже село солнце, а она все также светилась. Но вот настало утро - солнце снова осветило землю, а на том месте, где радовала глаз людей радуга, цвели ирисы. Так будем как радуга несущие людям радость: чтобы человек как на радугу взглянул на христиан и радовался, жизнь – радость.
Источники: Библия. Мэтью Генри толкователь Библии. Комментарии на Библию Лопухина.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Афганка – Алла Смолина - Андрей Ефремов ...Нет, суеверий и примет особых не было, но в Бога верила. Я с многочисленными служебными командировками рисковала куда более тех, кто не выходил за ворота КПП. Ведь сначала требовалось добраться до аэродрома Джелалабада, потом до Кабула, а затем - Ташкент и это уже, когда моджахеды вовсю использовали стингер, и наш воздушный трафик перенесли на тёмное время суток, без единого огня и только с парашютами. Так что с Богом общалась постоянно. А после войны это общение перешло на другой уровень, более тёплый и доверительный, тогда как на войне молилась чисто интуитивно...